Исследование урока: для чего нам этот инструмент?

Благодаря Программам курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, разработанных Центром Педагогического Мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», реализуемых на основе каскадной модели по всему Казахстану с 2012 года (Bridges и др., 2014), более 120000 педагогам общеобразовательных школ из общего числа 286370 стало известно такое понятие как Исследование урока (Bridges и др., 2014).

На сегодняшний день, отдельные школы и учителя по всему Казахстану уже апробируют данный подход на практике, о чем свидетельствуют доклады сотрудников Центра Педагогического Мастерства на международной конференции «Lesson Study: трансформация преподавания и обучения учителей в профессиональном обучающем сообществе» в сентябре 2016 года (http://cpm.kz/ru/press-centre/news/599336/). Однако, вопрос о том, почему только некоторые школы делают выбор в пользу Исследования урока как инструмента для взаимообучения и профессионального роста учителей требует дальнейшего исследования и выходит за рамки этой статьи. В свою очередь, целью данной статьи является повысить уровень осведомленности о положительных перспективах применения Исследования урока, как способа профессионального обучения учителей в общеобразовательных школах страны на основе анализа результатов международных исследований.

В рамках Программ Исследование урока (англ.: Lesson Study) рассматривается как коллаборативный, осуществляемый в классной комнате и направленный на урок вид (способ) профессионального обучения учителя (Xu и Pedder в Dudley, 2014, c.29). А, следовательно, Исследование урока является не затратным способом обмена знаниями между всеми учителями школы, так как главным ресурсом являются сами педагоги школы, которые, через конструктивный диалог, направленный на обмен знаниями, навыками, опытом, идеями и конструктивной обратной связью, повышают собственное педагогическое мастерство по вопросу о том, как сделать обучение более эффективным для каждого ребенка.

Далее, как показывает анализ литературы в период с 2002 по 2013 год осуществлённый Xu и Pedder  (2014),  вовлеченные в Исследование урока учителя отмечают следующие положительные стороны участия в данном процессе: обмен знаниями и ресурсами в области преподавания и обучения; сфокусированные и глубоко мыслящие дискуссии по вопросам организации учебного процесса;  регулярные наблюдения за практикой друг друга при посещении уроков; предоставление друг другу конструктивной обратной связи для улучшения преподавания и обмен взглядами о том, как стимулировать более успешное и эффективное обучение учащихся (в Dudley, 2014, с.40). Кроме этого, исследования, основанные на интервью с учителями и наблюдениях, демонстрируют, что педагоги отмечают такую пользу от вовлеченности в процесс Исследования урока как: развитие собственных профессиональных знаний и умений: предметных и педагогических, а также знаний об учащихся; развитие профессиональной практики и усиление чувства профессионализма (в Dudley, 2014, с.40). Далее, исследования отмечают, что участие в Исследовании урока способствует развитию рефлексивной практики учителя, его критического мышления, так как цикличность структуры исследования урока: спланируй – проведи урок/ пронаблюдай – проведи эвалюацию, позволяет учителям увидеть результаты своей рефлексии в действии (в Dudley, 2014, с.41).  В дополнение, согласно Xu и Pedder (2014) Исследования урока, как подход к профессиональному обучению и развитию педагогов, оказывает влияние на изменение убеждений учителей, их отношения к преподаванию как к профессии, а также положительно влияет на уровень готовности и уверенности учителей вносить изменения в собственную практику преподавания и обучения, что, в свою очередь, положительно сказывается на обучении и результатах учащихся (в Dudley, 2014, с.41).  Помимо этого, современные исследования показывают, что реализация Исследования урока в школе положительно сказывается на повышении уровня коллегиальности между учителями, совместном принятии решений, а также на распределении ответственности между учителями по вопросам преподавания, что ведет к созданию и росту профессиональных педагогических сообществ (в Dudley, 2014, с.38).

Таким образом, из анализа литературы следует, что использование Исследования урока является не затратным и эффективным инструментом для профессионального развития педагога и школы в целом. Следовательно, может быть рекомендовано для систематического использования как способа организации внутри школьного профессионального обучения учителей в Казахстане. Привлечение всех учителей школы в коллаборативный процесс взаимообучения посредством Исследования урока даст возможность согласовать, сфокусировать и упорядочить систему повышения квалификации педагогов внутри школ за счет вовлечения всех учителей: молодых специалистов; опытных учителей; сертифицированных учителей, выполняющих функции коучей, менторов, лидеров профессиональных сообществ в школах, а также не сертифицированных учителей  в рефлексивную практику и, следовательно, скажется на профессиональном развитии каждого педагога школы по всей Республики, что, на сегодняшний день, является приоритетным в образовательной политике Казахстана.

Здесь необходимо отметить, что на сегодняшний день в Казахстане, благодаря работе Центра педагогического мастерства, создаются условия для обеспечения учителей ресурсами в помощь по планированию и организации Исследования урока. Так, например, имеется практическое руководство Питера Дадли (2014) Lesson Study: теория и практика применения, затрагивающее теоретические основы подхода Исследование урока для профессионального развития педагога, а также предлагающее практические советы по реализации данного подхода в школах, доступное на сайте www.lessonstudy.kzна казахском, русском и английском языках. Кроме этого, в самом ближайшем времени на сайтеwww.lessonstudy.kz можно будет найти полезную информацию и ресурсы в помощь казахстанским педагогам, заинтересованным с собственном профессиональном развитии!

 

Хохотва Ольга, 

M.A., тренер филиала

Центра Педагогического мастерства в г. Усть-Каменогорск

Казахстан

Комментарий (2)

  • Ольга| 02.12.2019

    Вы подчеркиваете, что способ не является ЗАТРАТНЫМ. Затратным для кого? Администрации школы? Соглашусь. Что касается несчастных учителей, которых принудительно вовлекли в этот беспощадный процесс, он кошмарно затратен по времени, силам, использованным ресурсам и чувству усталости! Судите сами: урок нужно тщательно продумать с точки зрения новейших стратегий, показать его В ПРИСУТСТВИИ МНОЖЕСТВА ЛЮДЕЙ, в том числе администрации (а это огромный стресс для большинства педагогов, вне зависимости от возраста, для пожилых, кстати, еще больше), снять его на видео, обсудить после урока, наблюдающим написать гору анализов о том, какой ребенок как себя вел и достиг ли урок цели, собрать все в папки, включая разработки уроков, фото- и видео-отчеты… А остальным нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО посещать ВСЕ уроки своих коллег, писать собственные анализы поведения детей, обсуждать результаты урока. Эх, да что там говорить! С тех пор, как все это началось, все больше преподавателей, даже искренне любивших свою профессию, поговаривает о смене деятельности. Уйти готовы куда угодно, даже в торговлю, хотя бы потому, что продавец не готовится ночами, он после работы — свободный счастливый человек. А вы, прежде чем хвалить свою систему, провели бы анализ самочувствия учителей и состояния их психики. Результаты бы не порадовали, уверяю вас. И в то, что опубликуете мой отзыв, не верю. В нем — правда, которая вам не нужна. Она испортит вам все ваши лживые радужные отчеты об успешном применении ваших никому не нужных новшеств, убивающих остатки свободного времени подопытных крыс под названием «учителя».

    • moderator| 28.09.2020

      Уважаемая Ольга! Спасибо за Ваш интерес и неравнодушие к Lesson study. Это действительно самый результативный и эффективный метод улучшения практики учителя. Необходимо вместе с коллегами планировать уроки, наблюдать их друг у друга и на основе этих наблюдений корректировать планы и собственные методы преподавания. Нет никаких дополнительных действий, все они входят в Ваши должностные обязанности. Только работать ВМЕСТЕ с коллегами, помогать друг другу. Успехов Вам!

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *