Lesson Study как средство сетевого профессионального взаимодействия учителей

В статье рассматривается возможности использования практики Lesson Study для улучшения качества обучения и преподавания в рамках сетевого профессионального сообщества педагогов.


Однажды Пабло Казальса, одного из великих виолончелиста мира, спросили, почему он продолжает репетировать в свои 80 с лишним лет. Он ответил: «Мне кажется, я начинаю делать успехи». Учение никогда не заканчивается, особенно для наиболее способных людей. Кто-то сказал, что «учитель только тогда остается учителем, когда учиться сам».

Государственная политика Республики Казахстан в сфере образования направлена на поощрение и создание условий для получения непрерывного образования педагогами. Особенно знаменателен в этой связи новый проект разработанный Центром педагогического мастерства, при АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского Университета, в рамках Соглашения между Международным экзаменационным советом Университета Кембридж и АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

«Мы пытаемся создать профессиональное сообщество учителей, поскольку это служит большим толчком к повышению уровня квалификации педагогического состава. При этом необходимо не просто повысить профессиональный уровень учителей, а обеспечить педагогическую поддержку ученика», — отметила Куляш Шамшидинова, председатель правления автономной организации образования Назарбаев Интеллектуальной школы в своем интервью Bnews.kz.

300 тренеров и около 5000 педагогов со всего Казахстана прошли обучение на курсах нового формата, которые носят название «Новый подход в преподавании и обучении». Данная программа имеет 3 уровня: программа третьего уровня направлена на развитие профессиональных умений и навыков работы успешных учителей; программа второго уровня, в дополнение к данному содержанию, фокусируется на развитии навыков менторинга и коучинга; первый, продвинутый уровень рассматривает процессы обучения в школе, в том числе и с помощью организации профессиональных сетевых сообществ.

А.Высоцкий считал, что «сетевое педагогическое сообщество — это группа педагогов, которая пытается решать свои профессиональные задачи коллективно с использованием средств Интернет для организации эффективного взаимодействия». Н.Рыхлова считает, что «сетевое сообщество — это новый атрибут самостоятельно формируемого профессионального пространства учителя XXI века, обладающего научным мышлением, выстраивающегося индивидуальный образовательный маршрут, включающий интернет-ресурсы, с целью максимальной самореализации и самоактуализации». [2]

Мы, в данной статье, будем рассматривать Профессиональное сетевое сообщество педагогов — как формальное или неформальное объединение группы профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети Интернет. Таким образом, участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках страны или за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень. Такие формы сетевого взаимодействия как научно-исследовательские группы, совместное профессиональное развитие, учебные визиты и проекты и т. д., требуют активного взаимодействия между школами и способствуют разработке новых подходов к преподаванию и обучению в соответствии с новой парадигмой образования. Одним из видов сетевого взаимодействия могут являться взаимодействие с использованием технологйй Lesson Study — как способа совершенствования преподавания и обучения в рамках сетевого сообщества учителей. Используя Lesson Study учителя могут на демократической основе проводить исследование и изучение урока, влиять на качество обучения и преподавания.

Современный уровень развития информатизации организаций образования в Республике Казахстан, позволяет любому учителю быть активным участником профессиональных сетевых сообществ. Будь то форумы, чаты, библиотеки с банками знаний или банками данных либо другие формы сетевого взаимодействия, любой учитель может принять в них самое активное и плодотворное участие. Другой вопрос захотят ли они это сделать. Чаще всего нет — Почему? Потому что привыкли ссылаться на нехватку времени, т. е. загруженность другими видами профессиональной деятельности. Либо начинают находить причины в неумении работать в режиме онлайн, отсутствии Интернета, отсутствии компьютера. И многие-многие причины в зависимости от возраста, времени года и даже погодные условия идут в оправдания нежелания работать — но в основе этого прямого или скрытого отрицания лежит непонимание и невидение учителем прямых выгод для себя от участия в мероприятиях такого вида. Да, мы — администрация, вышестоящие организации можем в приказном порядке заставить учителей делать то-то и то-то (и иногда им даже начинает это нравиться), но это так и останется мероприятием для галочки. Провели и забыли. Поставили данные в отчет и забыли кому и для чего это было нужно. К сожалению, таковы наши мероприятия. Не все, но очень многие.

Что же делать? Что и самое главное — как сделать, чтобы те мероприятия, которые мы проводим, не были формальными и ситуативными. Что и Как мы должны изменить в своей практике, чтобы на самом деле что-то изменить в системе образования. Маргарет Мид сказала: «Многие сомневаются в том, что небольшая группа думающих людей, преданных своему делу, способна изменить мир. В действительности, как показывает история именно так всегда и происходит» Поэтому давайте меняться и мир измениться вместе с нами. А еще Дьюи сказал: «Если хотите изменить мир — идите в школу и начинайте оттуда!»

Итак, сетевые сообщества и система повышения квалификации. Что у них общего? Сегодня привычными стали такие формы обучения как дистанционные курсы повышения квалификации учителей, сетевые и дистанционный конкурсы, форумы, чаты, электронные библиотеки на сайтах ИПК, школ, районных и городских отделов образования. Но все ли это, все ли возможности мы учли для совершенствования практики учителей и их профессионального роста. Наверное нет. Спрашивали ли вы когда-нибудь у слушателей курсов повышения квалификации, какие формы работы им понравились больше всего? Мы спрашивали и знаете 60% слушателей нам сказали — что это посещение рабочих уроков коллег. Почему? Потому что это живая работа это то что им на самом дела нужно. Каждый для себя может взять что-то хорошее или увидеть на конкретном премере как делать не нужно и чего нужно избегать в преподавании и обучении.

Но согласитесь, с организацией такого вида работы всегда есть проблемы: непросто найти учителя, который бы мог не только провести урок для такой большой аудитории (группа слушателей обычно не менее 25 человек), но и просто бы пригласить к себе на урок, т. е. заведомо для того чтобы тебя, твой стиль и метод преподавания разбирали по косточкам. Да и анализ и обсуждение таких уроков чаще всего предстает как вялое подобие самоанализа, т. к. или урок был образцово показательный либо не хочется обижать коллегу — ведь вас все-таки пригласили и тут сидит завуч или директор и если нет на самом деле вопиющих ошибок, то все стараются найти только хорошее (а со своими вопросами в лучшем случае пойдут домой в худшем будут обсуждать кулуарах. Да, к сожалению это так и это давно сложившаяся практика. Если кто-то скажет что у них не так, то я за них искренне рада.

Может ли эту ситуацию поменять сетевое сообщество — я думаю — да — хотя тоже не сразу. У нас с вами есть прекрасный ресурс — сайт sabak.kz и предоставленная им возможность проводить интерактивные уроки в режиме онлайн. Давайте объединим возможность проведения интерактивных уроков в режиме онлайн и организацию форумов, чатов и банков знаний в рамках сетевых сообществ и у нас получатся прекрасные сетевые профессиональные сообщества с осуществлением технологий Lesson Study в режиме удаленного доступа.

Как все это работает? — Учитель проводит урок в режиме онлайн (урок проводит один из членов группы), а остальные члены сетевого сообщества — наблюдают. Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами сообщества сразу после завершения исследовательского урока и, затем, работа совместно перепланируется с учетом результатов, полученных в процессе обучения. И все довольны и счастливы — учителя получают новые знания о методах и приемах обучения и преподавания, непосредственно принимая участие в процессе их разработки и апробации. Учащиеся — получают повышение качества знаний. Администрация — повышения рейтинга школы. Единственное предостережение, нужно быть очень осторожными и объективными, чтобы это сетевое сообщество не стало формой взаимодействия ради самого сетевого сообщества. Целью любого начинания в сфере образования должен быть ПРОГРЕСС УЧЕНИКА и никак не меньше. А если этого нет, то нужно еще раз подумать так ли и в том ли направлении мы идем. Поэтому здесь на первый план выдвигаются вопросы планирования и целеполагания сетевого сообщества. «Как вы лодку назовете — так она и поплывет», — говорил герой одного детского мультфильма. Не стоит брать целью работы сетевого сообщества таких проблем как «реформирование системы образования», или «изменение парадигмы» и «внесение изменений в действующие стандарты и нормативы». Мы очень любим мыслить глобально. Но для того чтобы идти нужно сделать первый шаг — возьмите небольшую проблему, например «Голос ученика на уроке математики» (к сожалению вместо математики мы можем поставить и многие другие предметы на которых мы не даем возможности ученикам говорить и высказывать свое мнение по тем или иным вопросам). К сожалению, мы очень часто не понимаем, что мир изменился, изменились и требования к обучению и преподаванию. Кто-то сказал, что РАНЬШЕ МЫ ОБУЧАЛИ ПРЕДМЕТУ. ТЕПЕРЬ МЫ ОБУЧАЕМ УЧЕНИКОВ. Когда я первый раз услышала эту фразу, она меня повергла в замешательство и только потом (пройдя обучение на 3,2 и 1 уровне по Кембриджской программе и изучив много книг и Интернет ресурсов я поняла, как это непросто — не только обучать своему предмету, а обучать учеников критически мыслить, способствовать развитию навыков самообучения и самооценивания, на каждом уроке работать над развитием одаренности учеников и саморегуляции обучения.

На сегодняшний день во всем мире созданы и успешно функционируют различные профессиональные сетевые сообщества педагогов, такие как:

— «Сеть творческих учителей» — этот портал создан при поддержке корпорации Майкрософт для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, создавая, таким образом, Сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network). Эта Сеть объединяет по всему миру работников образования, интересующихся возможностями применения ИКТ для обогащения учебного процесса силами всех его участников.

— «Intel® Обучение для будущего» — всемирная благотворительная программа профессионального развития учителей. Созданное в рамках программы, сетевое сообщество, призвано помочь учителям глубже освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к урокам, в проектной работе и самостоятельных исследованиях школьников.

— Программа Сетевой академии Cisco — это комплексная программа электронного обучения, предоставляющая студентам знания в области технологий Интернета, необходимые в условиях глобальной экономики. Использование Интернета позволяет предоставлять равный уровень обучения для всех студентов независимо от их местоположения, социально-экономического статуса, пола или расы. При поддержке программы развития Организации Объединённых Наций, Агентства США по международному развитию и международного союза по телекоммуникациям Cisco обеспечила доступ к программе студентов из наименее развитых стран, чтобы помочь им строить экономики своих стран.

— Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс», а также множество сайтов и образовательных порталов на которых проводятся сетевые конкурсы и олимпиады по самым различным предметам и направлениям.

В 2011 году в Западно-Казахстанском областном институте повышения квалификации мы проводили областной дистанционный конкурс интерактивных уроков в режиме онлайн «Лучший on-lain урок». Конкурс получился насыщенным и интересным и имел широкий резонанс у педагогической общественности области. После проведения конкурсных уроков на сайте sabak.kz, на сайте zkoipk.kz в рамках форума была организована система открытой общественной профессиональной экспертизы проведенных конкурсных уроков. Этот опыт был очень интересным и показательным, т. к. учителя не только хвалили своих коллег, но объективно выделяли положительные моменты урока, давали конструктивные рекомендации, делились собственным опытом, оказывали методическую помощь.

Сейчас на сайте iteach.kz компанией ОФ «Джуниор Эчивмент Казахстан» (Программа Intel® «Обучение для будущего»), в сотрудничестве с Министерством образования и науки Республики Казахстан и АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» проводитсясетевой конкурс, целью которого является популяризация лучшего опыта работы педагогов по использованию новых образовательных концепций XXI века. Отличительной особенностью данного конкурса является тот факт, что в основу конкурсных заданий положен компетентностный подход.
В целях наибольшей объективности оценивания представляемых конкурсных работ и ответов на конкурсные задания предусмотрена система самооценки, взаимооценки и экспертной оценки коллег и членов жюри конкурса.

Как мы видим, опыт сетевого взаимодействия накоплен достаточно большой. Но преимущества использования Lesson Study на основе on-line уроков, проводимых в рамках сетевых профессиональных сообществ неоспоримы. Организация дистанционной профессиональной методической поддержки и самообразования его участников, мастер-классы, ИКТ — фестивали учителей-предметников, профессиональные конкурсы, методический марафон и многое другое — это лишь немногие формы взаимодействия в рамках сетевого сообщества, которые можно реализовать средствами Lesson Study. Lesson Study, проводимый в рамках работы сетевого сообщества, позволит моделировать преподавание нового подхода или аспекта учебной программы с коллегами в режиме удаленного доступа, организовывать обсуждения проведенных исследований и многое другое.

Целью сетевого сообщества может быть совершенствование ключевых компетентностей образовательного характера в процессе совместной деятельности членов сетевого сообщества, предоставление им дополнительных возможностей для обмена опытом, совместного решения профессиональных проблем. Процесс Lesson Study, осуществляемый в рамках сетевого профессионального сообщества можно представить в виде замкнутой структуры, развивающейся по спирали. Алгоритм деятельности в рамках сетевого профессионального сообщества в общих чертах можно представить как некую последовательность действий направленную на изучение информации (проблемы) и планирование изменений на основе данной информации; апробацию инноваций в образовательном процессе; рефлексию; планирование дальнейших изменений; апробацию; оценку; внедрение в образовательный процесс; совместное детальное планирование.

Первыми шагами в реализации данного алгоритма будут являться:

  • Регистрация на портале
  • Создание подкастинга сетевого профессионального сообщества;
  • Обозначение лидера-модератора;
  • Разработка графика-календаря мероприятий;
  • Развитие ИКТ-компетенций, необходимых для работы в сетевом сообществе.

Следующий очень важный вопрос — как собирать и как использовать полученную информацию:

  1. Информация собирается Лидерами на уровне школы
  2. Открытое обсуждение на форумах и Вебинарах всех субъектов сетевого сообщества
  3. Проведение социальных опросов и анкетирований для выявления эффективности и полезности проведенных мероприятий и многое другое.

Также, большое значение для формирования «командного духа» в рамках сетевого сообщества педагогов оказывают такие мероприятия как организация очных тренингов, «Совместные чаепития», дебаты, воскресные школы и Школы Лидеров.

Результатами деятельности такого сетевого сообщества будут:

  • Повышение ИКТ-компетенций;
  • Расширение профессионального кругозора учителя;
  • Поиск единомышленников среди коллег;
  • Развитие навыков межсетевого общения;
  • Профессиональный рост педагогов
  • Повышения качества в реальном классе.

— Почему же все-таки в центре нашего внимания Урок и почему Сетевое сообщество? Концентрация внимания на формировании практических навыков имеет существенное значение для профессионального развития учителей. В целях решения названной проблемы система навыков 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых в практической деятельности подходов в преподавании и обучении. [1] Очень важно, чтобы идеи получали свое реальное воплощение в конкретных классах. Учителя сегодня нуждаются в обучении и поддержке, в частности в углублении понимания вопросов планирования конкретных уроков, которые связаны с высокой познавательной потребностью и потенциальными проблемами управления классом при использовании методов, ориентированных на учеников.

Используемая литература:

  1. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень
  2. Брагинова Н. П. Факторы, определяющие востребованность учителями сетевых педагогических сообществ. Москва, МВШСЭН. 2008.
  3. Коноплицкий С. Сетевые сообщества как объект социологического анализа http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/06/20/0000280352/11_Konoplitskij.pdf.
  4. Патаракин Е. Вклад сетевых сообществ в образование http://www.evarussia.ru/eva2001/russian/sod_116.html

Приглашаем всех заинтересованныхданной проблемой педагогов к сотрудничеству, e-mail: sv-url@rambler.ruКоровина С.В.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *