Второй семинар по Lesson study в рамках проекта «Образовательный туризм» в Токио, февраль 2020 года

С 17 по 19 февраля 2020 года делегация из директоров и учителей общеобразовательных школ г.Нур-Султан (21 участник) приняла участие в семинаре на тему «Исследование урока: опыт японских школ» в г.Токио (Япония) в рамках проекта «Образовательный туризм» Центра педагогического мастерства.

Группа педагогов посетила семинары на базе министерства образования ведущих японских специалистов в области исследования урока г-на Тошии Чичибу, старшего исследователя Национального института образовательной политики исследования (NIER)  и Масацугу Мурасэ, директора Института образования Азабу, международного консультанта, эксперта по внедрению Lesson Study в Японии, Индонезии, Сингапуре, Мьянме «Learning from children. Meaning of “Observation” in Lesson Study». Особый интерес участников был проявлен к японской системе образования, каким образом Lesson study организован как процесс в этой системе. Японские эксперты ответили на все вопросы, особенно запомнилась фраза «Lesson study мы используем для того, чтобы помочь, а не оценить». Делегация посетила две школы, начальную и среднюю. Начальная школа Inaridai находится в городе Йокогама, в ней работают 24 учителя, 370 учеников. У наших педагогов была возможность присутствовать на обсуждении уроков. Сейчас в Японии конец учебного года и учителя обсуждают серию уроков последнего цикла и планируют работу на будущий учебный год. Учителя поражают высокой степенью саморегуляции и простотой. Тайм-менеджмент и соблюдение правил, наверное, и есть секрет этой страны. Все группы учителей (по 4 человека) работали по определенному алгоритму, каждый принес фотографии ключевых моментов своего урока, велась летопись обсуждения на флипчарте.

Вторая школа Kamitabashi позволила посетить три урока. На уроке домоводства дети чистили рыбу без использования сподручных средств, разделывали и жарили, на уроке технологии оценивали различные модели из дерева, которые были ими изготовлены. Критерии оценивания были включены в специальный графический органайзер с фотографией модели, сами модели стояли также в классе. После самооценивания дети оценили модели друг друга. На третьем уроке (Science) ученики идентифицировали каменные породы по критериям и признакам. После уроков было обсуждение, на котором присутствовали и учителя других школ, так как Kamitabashi является экспертной школой в области Lesson study. Коллеги делали друг другу веские замечания и предложения по улучшению уроков, но не было никаких споров. Учителя выступали и высказывались о том, что они будут делать по-другому в будущем с учетом мнения коллег.

Культурная программа включала в себя перекресток семи дорог Сибуя, памятник преданной собаке Хатико, район Гиндза «Серебряный двор», самый старый буддийский храм Токио «Сэнсодзи», Накамисэ Дори — центральная торговая улица старинного уголка Японии, самая высокая в мире телебашня Sky Tree.

Самый главный итог поездки заключается не в том, что мы в точности должны копировать японский опыт. Учителя и директора школ говорят о том, что получили вдохновение улучшать преподавание в своих школах с помощью Lesson study, который на сегодняшний день является наиболее эффективным и демократичным походом в развитии профессиональных навыков учителей.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *