Об образовательном туризме Центра педагогического мастерства

Центром педагогического мастерства был запущен проект «Образовательный туризм», в рамках которого группа из 12 человек в период с 02.07-06.07.2019 г. посетила город Токио (Япония) для участия в выездном международном семинаре «Исследование урока: опыт японских школ». В состав группы вошли педагоги из гг. Нур-Султан, Атырау, Актау и Шымкент, активно практикующие данный подход в своих школах. Команда из Казахстана приняла участие в 2-х мастер-классах, которые были проведены международными экспертами Lesson Study Toshiya Chichibu и М.Мурасэ на базе Министерства образования Японии, а также посетили начальную школу Inaridai Yokohama Elementary School, среднюю школу Akatsuka Daini Middle School с целью наблюдения Исследования урока и погружения в исследовательский процесс. Участники имели возможность присутствовать на уроках японского языка и социальных наук, наблюдать обсуждение урока педагогами, задавать вопросы и увидеть школьную жизнь изнутри. Помимо образовательной программы была представлена культурная программа, которая включала посещение Национального музея передовой науки и инноваций (Miraikan), искусственного острова Одайба, Императорского дворца, автомобильного музея Toyota, зоопарка Уэно, известного перекрестка 7 дорог Сибуя, бронзового памятника самой известной собаки мира — Хатико.

         Данная поездка прошла успешно и плодотворно, педагоги получили сертификаты об обучении, бесценный международный опыт, позитивные эмоции и много творческих идей.

 

Буклет о Лессон стади Токио

Comment (11)

  • Боранбаев Б. С.| 11.07.2019

    Я, Боранбаев Бегалы Сардарович, педагог с 40-летним стажем, из них стаж директора – 30 лет, выражаю большую благодарность Центру педагогического мастерства и её директору – Жанботе Жетылбековне Кабдыкаримовой за великолепную организацию тура в Токио, где мы получили хорошие знания по подходу Lesson Study, который я применяю у себя в школе. Говорят же: «Век живи – век учись», и это ещё раз подтвердилось в Японии. Также хочу поблагодарить нашего руководителя группы – Зухру Ерлановну Идришеву, очень грамотного специалиста.

  • Гүлнар Оңалбаева| 12.07.2019

    2019 жылдың 02-06 шілде күндері Жапон еліне «Білім беру туризмі» жобасы аясында барған болатынмын. Ең алдымен осы турды ұйымдастырған Педагогикалық шеберлік орталығының директоры Кабдыкаримова Жанбота Жетылбековнаға үлкен алғыс білдіремін.
    Осы сапар барысында Жапон елінің Токио қаласындағы білім беру саласы тәжірибесінде қолданылып жатқан Lesson Study сабақты зерттеу тәсілінің әдістерімен таныстым.
    03.07.2019ж. күні Білім және ғылым министрлігінің ғылыми институтының зерттеуші маманы, «Lesson Study» тәсілін зерттеуші Toshiya CHICHIBU-дің дәрісімен танысып, сабақты зерттеудің екі түрі 1) Педагогика сабақты жақсарту. Пәндік біліміне байланысты өз білімін жетілдіруге бағытталған ұлттық стильдегі«Lesson Study» тәсілі. 2) Оқушының оқуына бағытталған. Оқушылар қалдай үйреніп, қалай түсініп жатыр соған мән беріледі.«Lesson Study» тәсілімен сабақты зерттеу жүргізетін мұғалім сабақ жоспарын 1 ай бойына жоспарлайды, өзінің жоспарын зерттеуші топқа көрсетіп кішігірім кездесу өткізеді, онда әріптестер тағы не қосуға болады пікірін ескереді. Екінші кездесуде сабақ жоспарын тексереді, одан кейін сыртқы экспертке көрсетіп одан кеңес алады, сонан соң жоспарды өңдеп сабақ жоспарын бекітеді. Жапонияда стратегия бар:
    1- Оқушының оқуына қарайды;
    2- Мұғалімдер арасында қарым-қатынас жақсарады;
    3- Мұғалімдер арасындағы әлеуметтік жағдайына қарайды.
    LS- оқушының оқуын бақылау қоғамдастықты жетілдіреді. LS-ді зерттеу алдында не нәрсені бақылайсыз соны анықтау маңызды.
    Жапонияда LS сабақты зерттеуді мұғалім жылына 1 рет жүргізеді.Мектептің зерттеу сұрағынан сабақтың зерттеу сұрағы шығады.
    Akatsuka Daini 2 орта мектебінің география сабағы мен Жапон тілі сабағына қатысып, ондағы сабақты зерттеу оқушының оқуын жақсартуға бағытталғанын көрдім. Сабақта оқушыларды зерттеуге және ынтымақтасуға бағытталған.Сабақтардан соң зерттеуші топтар талқылау жүргізді. Алдымен өзара топ ішінде фасилитатор талқылауды жүргізеді, әр бақылаушы пікілерін айтып,ұсыныстарын білдіреді, содан кейін барлық топтардан өз сабағы туралы қысқаша рефлексия жасайды, бір-бірінен жаңа идея алады.
    04.07.2019ж. күні профессор Masatsugu Murase дәрісіне қатысып, LS сабақты зерттеуді оқушының оқуына бағытталған шебер сыныбы өтті. Онда LS бақылау деген не? Эксперимент тәсілі мен интерпретация тәсілі туралы салыстыруды және ұғымды түсіндірді. Ондағы мақсат, фокус, модель, құндылық туралы ажырата отырып айтылды. Фильм көрсету арқылы оқушының әрекетін терең бақылау жүргізуді түсіндіруі аса мұқият қадағалауды үйретуі ұнады.
    05.07.2019ж. күні Inaridai бастауыш мектебінің 1) Жапон тілі сабағы инклюзивті оқыту, қажеттіліктері ерекші балаларды оқытуда мұғалімнің әр оқушының ерекшелігіне сәйкес жеке жоспар құру арқылы сабақ беруі маңызды болды. Әр балаға лайық тәсілмен тапсырмалдар беру, оны орындауына бағыт бағдар беруі өте тиімді. 2) Әлеуметтік ғылым сабағында мұғалімнің оқушыларға алдын ала үй тапсырмасы арқылы зерттеу жүргізіп, олардың өзіне талдау жасатуы ұнады. Оқушылардың жазылым дағдыларының қалыптасуы өте жақсы. Сабақта балалар өте белсенді қатысады. Бақылаушылар мұқият бақылау арқылы әр баланың қабілеті мен мүмкіндігін анықтап, оны ары қарай жетілдіру тұстарын сабақты талқлау барысында өз пікірлері мен ұсыныстары арқылы білдірді. Сабақты талқылауда ұжым болып түгел қатысуы, бірін-бірі тыңдауы, сыни пікірлер айтуы, оны дұрыс қабылдауы өте ұнады. Ұжымның бір-бірін тыңдай білу, пікірін құрметтеу мәдениеті ерекше дамыған. Талқылауда супервайзерлердің қатысуы олардың қорытындысы мен ұсыныс маңызды болды.
    Мен өзіме осы жапондық «Lesson Study» тәсілі тәжірибесінен қандай бағытта жүруді, өз мектебіме оны қалай енгузуге болатынын ажырата алдым. Әріптестеріме осы сабақты зерттеу туралы дұрыс бағыт беруге, оны өз тәжірибелеріне енгізуге көмекетесе алатыныма өзім жақсы үйрене отырып үйретуге, бағыт беруге тырысамын.

  • Гүлжанат Абдраманова| 12.07.2019

    Токио сапары: Сабақты зерттеу тәсіліндегі тәжірибенің Қазақстандық мұғалімдерге әсері.
    Педагогикалық шеберлік орталығының ұйымдастыруымен 2-6 шілде арасында бір топ Қазастандық мұғалімдер Токио қаласына тәжірибелік іс сапар жасап келдік. Негізгі мақсат айқын, түпкі нәтиже Сабақты зерттеу тәсілі Жапон мектептерінде қалай іске асырылады? Жақсы тәжірибені үйрену, көзбен көріп, көңілдегі сұрақтардың жауабын іздеуге берілген мүмкіндікті тиімді қолдану болды. Иә, расымен Токиода бізді жылы жүзбен қарсы алған Тошио Чичибудің қазақстандық мұғалімдерге құрметі ерекше болды. Бұл да Педагогикалық шеберлік орталығының шет елдік әріптестермен өзара тәжірибе алмасып, білім саласындағы мұғалімнің кәсіби дамуына қажеттілікті өте дұрыс жоспарлай білгені деп ойлаймын.
    Бұл іс сапар әрқайсымызға үлкен ой тастады. Егер шынайы оқу мен оқытуға өзгеріс енгізгіміз келсе, Сабақты зерттеу тәсілін қазақстан мектептеріне міндетті түрде іске асырудың тиімді алгоритімін жасау керекпіз. Біздің мектептерімізде де қолданып жатырмыз, дегенмен әлсіз тұсымыз зерттеуіміздің қолжетімді, шынайылық тұрғыдағы көзқарасымызда екен. Токио мектептеріндегі қатысқан Сабақты зерттеу сабақтарында зерттеудің өзіндік ерекшеліктері мен философиясы тереңірек қарастырылған. Педагогикаға бағытталған және оқушылардың оқуын бақылауға арналған Сабақты зерттеуді жоспарлау қадамдары, мұғалімнің жауапкершілік пен әріптестік қарым қатынастарынан көп ой түйдік. Жоспарлау, Бақылау, Талдау, Жетілдіруге айрықша мән берілген. Мұндай іс әрекеттегі зерттеуден кейін, әрине, оқыту мен оқуда өзгеріс жасалады.
    Мен үшін бұл сапардың құндылығы басым болды, өз мектебімдегі сабақты зерттеу мен Жапон мектеріндегі сабақты зерттеудің арасындағы байланыс пен өзгешелікті сездім, анықтай алдым, бақыладым.
    Осындай пайдалы әрі білім беруді басқаруға қатысты тәжірибе алмасу іс сапарын ұйыдастырған Педагогикалық шеберлік орталығына және бізге іс сапар барысында жетекші, әрі аудармашы болып, көш бастаған Зухра Ерланқызына алғысым шексіз. Мектепті жүйелі басқаруға қатысты оқытуды жақсартудың тиімді тәсілін жетілдірудің негізгі түпкі философиясының тереңдігін түсініп қана емес, қалай іске асырудың стратегиясын көрсетіп, нақты шешімге жол бастай алдық. Осындай білім беру саласын жақсартуда халықаралық білім беру жүйеснің үздік идеяларымен танысуға ашылған жол жалғасын тапса деп үміттенемін.

  • Светлана Исмагулова| 12.07.2019

    Поездка в Японию, организованная Центром педагогического мастерства (директор – Кабдыкаримова Ж.Ж.), прошла на высоком уровне. Программа была интересной и насыщенной! На мастер-классах получила необходимую для работы информацию. Посещение школ позволило окунуться в атмосферу Lesson Study. Массу впечатлений получила от участия в обсуждении уроков. Очень много идей привезла из этой поездки. Культурная программа впечатляет: посещение рукотворного острова, робот-шоу, Императорский дворец и просто прогулки по Токио останутся яркими воспоминаниями на всю жизнь.
    Особые слова благодарности руководителю нашей группы Зухре Идришевой. Без тайм-менеджмента Зухры мы не смогли бы успеть посмотреть Токио. Всегда пунктуальна и доброжелательна. Зухра за короткий промежуток времени смогла объединить педагогов из разных городов в одну команду, представлявшую Казахстан.

  • Гульнара Ибраева| 12.07.2019

    Целью моей поездки в Японию было на практике познакомиться с методом «Исследования урока» (Lesson Study).
    В ходе семинара я узнала о двух видах LS (развитие методики преподавания и развитие компетенций учащихся), т.к. мы в Казахстане используем смешанный подход, думаю, учителям будет интересно различать эти два вида в своей практике.
    При посещении школ Японии мне понравилось оформление холлов (работы детей), видно, что дети чувствуют в школе себя центром внимания, они активны, доброжелательны, это говорит об особой атмосфере взаимодействия учителей с детьми и возможности получать хорошие глубокие знания (мы это увидели на уроках).
    В ходе уроков я обращала особое внимание на отличия в работе групп Lesson Study Японии и Казахстана, на ход и глубину обсуждения уроков, методы наблюдения за работой детей. Также сделала для себя вывод, что нужно еще расширить свои знания в области изучения методов исследования и наблюдения.
    Особо хочется отметить рациональное использование рабочего времени с максимальной отдачей (тайм-менеджмент) в работе японских коллег.
    Полученные знания и впечатления постараюсь по максимуму использовать в своей практике. Уверена, что мне это поможет обучать и своих коллег.
    Поездка для меня была полезна, плодотворна.

  • Роза Шаяханова| 12.07.2019

    За время пребывания в Токио получила массу впечатлений, как от посещения школ, так и от культурной программы.
    В рамках семинара я узнала о существовании двух видов Lesson Study: один направлен на методику преподавания, другой – на развитие учащихся.
    Школы меня удивили от входа, когда мы переобувались в тапочки, и до оформления холлов. Все улыбаются, вежливы, дети открыты, на уроках свободно выражают свое мнение, умеют делать выводы. Кабинеты и коридоры оформлены работами детей.
    Понравилось в школах, как учителя проводят наблюдение за работой учащихся на уроках, удалось увидеть, как учителя помогают учащимся выполнять задания, только давая направление, не отвечая на вопрос. В ходе обсуждения каждый дает свою рекомендацию, направленную на улучшение урока и развитие детей. Очень хорошо соблюдается тайм-менеджмент, учителя и учащиеся умеют дорожить временем.
    В столичных школах Lesson Study проводится немного по-другому. Для себя отметила, что нашим педагогам нужно еще глубже изучить методы исследования, наблюдения и обсуждения урока. Надеюсь, полученными знаниями и опытом в проведении Lesson Study поделиться с педагогами столицы.
    Выражаю огромную благодарность международному эксперту Lesson Study Т. Чичибу, директору Центра педагогического мастерства Кабдыкаримовой Ж.Ж., также Идришевой З.Е., которые организовали эту поездку.

  • Санбиби Көпбергенова| 12.07.2019

    Семинардан алған әсерім өте керемет, жапондық әріптестердің ізденімпаздығы мен төзімділігіне таң қалдым. Өзіме көптеген әдіс-тәсілдер мен дағдыларды қалыптастыра білдім. Сыртқы эксперт пен супервайзлердердің оқу процестеріне қатысып, бақылау жасағандары ұнады. Мен үшін талқылау кезінде мұғалімдердің бір-біріне берген ұсыныстары құнды болды.
    Болашақта облыс мектептеріне Lesson Study тәсілін бірте-бірте жүзеге асырамын деген ойдамын.
    Осындай тамаша жобаны жоғары дәрежеде ұйымдастырған Педагогикалық шеберлік орталығына үлкен алғыс білдіремін!!! Рахмет!

  • Беимбет Мухамедиев| 12.07.2019

    В период со 02.07.2019 г. по 06.07.2019 г. я вместе с группой коллег имел великолепную возможность ознакомиться с процессом проведения исследования уроков, который состоялся на базе министерства образования Kasumigaseki в Токио (Япония). В связи с этим хотел бы выразить огромную благодарность Центру педагогического мастерства за качественную организацию тура в Токио, который был очень эффективным и полезным для меня.
    Это были три насыщенных и интенсивных дня, в ходе которых мы успели ознакомиться не только с ходом проведения интересующих нас уроков, но и больше узнать о жизни нации с богатейшей культурой.
    Когда попадаешь в другую страну, то непременно окунаешься в образ жизни этого народа. Токио – это город, впечатляющий прежде всего обилием занятых людей, которые в невероятно быстром темпе передвигаются по своим делам в разных направлениях. Жизнь японской школы тоже проходит в таком же темпе. Я был поражен объемом проделанной за два дня японскими коллегами работы, которую мы сами воочию увидели.
    Согласно программе посещения японских школ, мы приняли участие в проведении Исследования уроков в начальной и средней школах. В начальной школе мы ознакомились с процессом Lesson Study для детей с особыми образовательными потребностями. Это исследование урока имело именно для меня большое значение, поскольку в моей школе работает ресурсный кабинет для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. К моему счастью, в день посещения уроков в начальной школе была показана работа с детьми с эмоциональными отклонениями в развитии. Урок оказался весьма полезен, поскольку опыт социализации данных детей имеет огромное значение для нас как педагогов.
    Особо обращает на себя внимание то, что детей учат открыто выражать свое собственное мнение. Открыто выражают собственное мнение не только дети, но и педагоги. Ценится высказывание новых идей. Сотрудничество играет очень важную роль в совместной работе. Данная школа ориентирована на социальные дисциплины. Уже то, что дети вели себя раскованно в присутствии большого количества людей, исследовавших данный урок, говорит о том, что они свободны от определенных предрассудков и страхов. Это и есть большой успех в работе с детьми.
    Меня также поразило то, что японские коллеги проделывают невероятно огромный объем работы, прежде чем провести урок Lesson Study. Подготовка к проведению одного урока по одной теме может занимать несколько месяцев работы. У меня на руках и сейчас есть поурочный план японского коллеги – он равен объему приличного печатного журнала. Исследование всех аспектов уроков справедливо признается довольно сложной задачей, поэтому исследуются только несколько намеченных аспектов, а то и всего один, так как требует глубоких знаний и исследования. В приоритете самая главная цель – это добиться достижения учащимся намеченного результата.
    Меня обрадовал тот факт, что мы в ходе проведения уроков Lesson Study в своих школах осуществляли данный процесс верно, всего лишь с незначительными отклонениями. Все этапы планирования, подготовки, проведения, наблюдения и анализа исследования урока нам знакомы, но и во многом дополнились новыми важными деталями. Я уверен, что перенимаемый опыт японских коллег поможет нам добиться успехов в совершенствовании методики преподавания и концептуальных подходов к обучению в школах Казахстана.

  • Сапура Тулекова| 16.07.2019

    Жапониялық Lesson Study тәжірибесімен танысу мақсатындағы Токиоға сапарымыз мен үшін педагогикалық дамудың тағы бір кезеңі болды. Сабақты зерттеуді бірнеше жылдан бері зерттеп, дамытып келе жатқан Тошия Чичибу мен Масатцуку Мурасэ мырзалардың шеберлік сағаттары, берілген контент мен үшін құнды болды. Өзіміз мектепте іске асырып жүрген Lesson Study барысындағы кейбір сұрақтарға жауап алдық, кейбір кедергілерді шешуге қажетті инсайттар туды.
    Менің түйгенім, яғни мектебімде дамытуым керек бағыттар:
    1. Мұғалімдердің зерттеу және бақылау дағдыларын жетілдіру керек;
    2. Мектептің жалпы тақырыбы мен топтардың зерттеу тақырыптары арасындағы байланыстың болуы;
    3. Lesson Study екі типін ажыратып қарау: педагогиканы зерттеу және оқушының оқуын зерттеу;
    4. Супервайзер мен фасилитатор қызметін ұйымдастыру.
    Сонымен қатар, Акатцука және Инаридай мектептеріндегі әріптестердің өздерінің тәжірибесін ашық, шынайы көрсетуі ұнады. Сабақтарда және сабақты талдау барысында негізгі фокус — оқушының әрекеті екеніне көзім жетті.
    Бізде жоспарлауға берілетін уақыттың белгіленбеуі, сыртқы эксперттің болмауы, нақты Lesson Study кестесінің бекіту сияқты түзетуді қажет ететін тұстарымыз бар.
    Аталған сапар мен үшін педагогикалық жағынан ғана емес, өзге мемлекетті тану, басқа xалықтың құндылықтарымен танысу үшін де ерекше болды.
    Қазақстаннан барған топ мүшелерінде ортақ мақсат болды, ортақ сұрақтар болды. Сол үшін де бұл сапардың тиімділігі, пайдасы көп болды. Өзім басқаратын мектепте Lesson Study дамытуға қажетті көп мәлемет, ақпарат алдым. Ұйымдастырушы ретінде Педагогикалық шеберлік орталығы маңызды тақырыпты таңдаған және іссапар бағдарламасын интерактивті форматта құрған.
    Топ жетекшісі ретінде Зуxра xанымның Lesson Study тақырыбымен тікелей таныс болуы, тілдік және коммуникативтік құзыреттілігі бізге көп қолдау болды. Сол үшін де алғысымды білдіремін.
    Ұсыныстар:
    1. Сапар барысында болған мектептермен және спикерлермен онлайн сұxбаттар ұйымдастырылса (нақты Lesson Study сұрақтары бойынша);
    2. Жапондық тәжірибемен танысқан педагогтар мен мектептер арасында желілік байланыс орнату (өзара қолдау).

  • Салтанат Жусупова, №76 мектеп-лицейінің Lesson Study мектеп тренері, Нұр-Сұлтан қ.| 16.07.2019

    Осы Жапон еліне барған сапардан көптеген жаңа ақпараттар алдым. Мен үшін Жапондық оқыту әдістемесі бүгінгі күнгі мұғалімнің сабақ беру әдісін түбегейлі болмаса да едәуір өзгерту қажет екенін мойындатқандай болды. Оның бірнеше себептері де бар. Lesson Study мұғалімдердің педагогикалық білімі мен тәжірибесін дамтуға арналған тиімді құрал екенін осы уақытқа дейін біліп келдім. Дегенмен Lesson Study іс жүзінде қалай өту қажет екенін және оның кейбір беймәлім тұстарын Жапон әріптестерімнің сабақтарына қатысқаннан кейін ғана байқадым. Мен үшін алған маңызды ақпараттардың бірі Lesson Study-дің екі түрі болатыны еді. Біріншісі –педагогикалық, екіншісі оқытуға арналған және екеуінің де маңыздылығын түсіндім. Жапон мектептерінде екеуі де өте жақсы іске асырылуда екенін көрдім.
    Жапон мұғалімдерінің тек қана білімі емес, сонымен қатар қарапайымдылығы, өз жұмысына деген сүйіспеншілігі, шынайылығы, әр оқушыға жанашырлығы мені таң қалдырды. Сыныпта оқушы саны көп болғанына қарамастан әр оқушыны есту, тыңдау, бақылау-бұл әрине өте тамаша. Сол оқушының бойындағы кедергілерді тауып, оны басқа әріптестерімен ақылдаса отырып жоя білу және соның нәтижесін көру керемет болды. Мен үшін ең ұнағаны — Lesson Study зерттеу сабағы аяқталғаннан кейінгі талқылау болды. Мұнда әрбір мұғалімге сөз беріліп, әр мұғалім сабаққа пікірін айтып қана қоймай, оны жоюдың дұрыс жолдарын ұсына алды және болашаққа жоспарлау да өте жақсы талқыланды. Осы талқылаудағы жапон мұғалімдерінің сынды дұрыс қабылдауы өте ұнады және талқылаудың қорытындысын сырттан келген бақылаушы эксперттің ақыл-кеңестері арқылы аяқтауы ұнады. Сонымен қатар тек Қазақстандық мұғалімдерде ғана емес, шетелдік әріптестерімізде де ұқсас кедергілер бар екенін көрдім. Соның бірі кестенің дұрыс жасалмауы еді, яғни уақыттың,кестенің маңыздылығын түсіндім.
    Осы сапардан алған әсерім өте көп. Болашақта алған жаңалықтарымды міндетті түрде өз мектебімде, тәжірибемде қолданатыныма сенімдімін және Жапондық әріптесім Тошия Чичибу мырзаға, осы сапарды ұйымдастырушы — Педагогикалық шеберлік орталығына үлкен алғысымды білдіремін.

  • Марал Курмамбаева, учитель информатика Назарбаев Интеллектуальной школы г. Актау| 16.07.2019

    За проведенное время в Токио, мистер Тошия Чичибу познакомил нас со стилями Lesson Study, использующиеся в Японии. Это основные первые два стиля:
    • Стиль направленный на обучение учащихся
    • Стиль направленный на наблюдение урока
    • Комбинированный стиль (используется чаще всего в Казахстане).
    Директор Мурасэ подробно остановился на стиле «Наблюдение за уроком» с помощью трех ракурсов/вариации Lesson Study: живого урока, наблюдения за действиями учащегося и научного/литературного исследований, так как он в данный момент работает над этим проектом.
    Мы ознакомились со способами обсуждения урока (методы «Рефлективного практика» и подход «Рашомон»). Использовали подход “Рашомон” для обсуждения урока (после просмотра видео реального урока). Наблюдали уроки в средней школе Akatsuka 2 и начальной школе Inaridai.
    В средней школе Акацука 2 обучаются 600 учащихся, изучаются 9 предметов (Японский язык, Математика, Социальные науки, Наука, Английский язык, Искусство, Экономика и технология, Музыка, Физкультура). Мы посетили урок японского языка и Социальные науки. В этой школе предметно-ориентированная система. На уроке «Социальные науки» ребята изучали материк Австралия (это 1 класс средней школы, 12-13 лет), занимаемое место в мире и т.д., а самое интересное то, что они всегда изучают в сравнении с Японией, например, территорию Японии с Новой Зеландией и Австралией, «Почему в названиях встречается приставка «велико» (Великобритания), но его не используют в названии Япония?», и т.д. Инструментальные средства: интерактивная доска, меловая доска, карта Австралии, учебники и карточки.
    На втором уроке – «Японский язык». Использовались ноутбуки для нахождения данного места, которое дети собираются посетить (Киото), флора и фауна, транспорт, и главное определение достоверной информации (true/false). Урок завершился домашним заданием «Написать эссе об этом месте».
    В конце всех уроков все наблюдающиеся и проводившие уроки на этот день собираются для обсуждения. Они делятся на группы, где присутствуют фасилитатор, учитель проводивший урок, наблюдатели, внешний исследователь и внешний эксперт. Обязательно соблюдается Тайм-менеджмент (30 минут)! После выступления каждой группы внешний эксперт делает заключение.
    В начальной школе мы наблюдали урок, где учатся дети с эмоциональными и ментальными отклонениями. На первом уроке использовали намагниченные карточки с рисунками. Тема урока: «Расскажи о своей любимой книге». Был случай, когда ученик отказался выполнить работу, тогда учитель не стал требовать ответа, а начал задавать уточняющие/наводящиеся вопросы по его любимой книге, но не повторяющиеся. Для лучшего запоминания счета, к каждому ученику отдельный подход: кому-то легче запомнить используя песню, кто-то обращает внимание на размер насекомого и считает количество «откусывании» на фрукте. В заключении учащиеся дают обратную связь, по данной рубрике (отвечают на вопрос достиг/не достиг цели и почему ты так считаешь?)
    В конце, учитель напоминает о прошедшей на сегодня цели урока и озвучивает цель на следующий урок.
    Очень понравился последний урок, где присутствовали 33 ученика, где учащиеся сами поставили вопрос «Почему мы ходим в тот, или иной магазин чаще всего, даже без всякой рекламы?», и делали попытки нахождения ответа.
    Подведя итог, хочу отметить следующее:
    • Использовать один из стилей Lesson Study;
    • Необходимо исследовать не трех учеников АВС, а целый класс (можно разделить на группы АВС);
    • В цикле удобнее использовать один урок (а не 3-4 урока);
    • Тщательно разрабатывать урок для Lesson Study (он должен быть прописан до мельчайших подробностей).

    Большое спасибо Центру педагогического мастерства за высокую организацию семинара. Супер позитив!

  • Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *